Хабибуллин Айрат
Хабибуллин Айрат
Хабибуллин Айрат

Кому сам Творец повелел быть актером, так это Айрату Хабибуллину. Артист покоряющего сценического и человеческого обаяния, безупречной органики уже одним этим, кажется, мог бы завоевать сердца зрителей. Но это был бы не тот успех, которым сегодня пользуется Айрат Архамович. Он прибавил к богатым природным данным филигранное мастерство. Среди четырех десятков ролей, созданных им за девятнадцать лет, нет ни одной «проходной» и даже второстепенные становятся главными. Уже первая его роль в театре – а это был Абузар в спектакле «Под снегом горячий родник» (А.Гилязов) убедила – в труппе появился интересный, талантливый актер, в котором счастливо сочетается вкус к форме и чуткость к психологии, к внутренней жизни героя. Колоритны и жизненно-правдивы в исполнении Айрата Хабибуллина образы Фаттаха («Если сват генерал»), Марданши («Золотой гребень»), Жамалетдина («Банкрот»). Особую прелесть им придает умение актера органично соединить яркие комедийные и тонкие лирические краски. Он достоверен и в драматических, трагических образах. Здесь можно вспомнить Флюра («Фавзия»), Альберта («Найти и потерять»), Махмута (драма «Ночной гость»). Артист неизменно становится энергетическим центром почти каждого спектакля, в котором он занят – вспомним спектакль «Прости меня, мама» (Батулла), за который Айрат Хабибуллин был удостоен звания лауреата смотра театральной молодежи «Творческая удача». Случается и так, что зритель бывает покорен положительно-талантливым исполнением отрицательной роли, например, образа «блудного отца» Кирама в том же спектакле «Прости меня, мама». Не только актерского мастерства, но и напряжения всех душевных сил потребовала от артиста роль Сагидуллы в драме А.Гаффара «Весенние мелодии». Война принесла герою тягчайшие утраты и потери, но Сагидулла победил войну, сохранив в себе доброту, сострадание к людям и даже жизнелюбие. Тончайшие оттенки чувств, сложность человеческих отношений сумел передать артист, вызвав сердечный отклик в зрителях. Сагидулла принес Айрату Хабибуллину звание лауреата в конкурсе «Альфа» в номинации «За лучшую мужскую роль года». В спектакле «Райская птичка» по пьесе К. Тинчурина актер сыграл одну из главных ролей. Его Тохват – спекулянт и мошенник – показан очень ярко и сочно, как символ обмана и предательства. А в роли Старого Хисматуллы в спектакле «Обет» по пьесе Т. Миннуллина мы видим совершенно иного героя – прошедшего войну, пережившего много бед и испытаний, но сумевшего сохранить благородство и доброту души. В комедии классика западной драматургии Ж.-Б. Мольера «Плутни Скапена» он блестяще и изящно исполнил роль импозантного Арганта – скупого, чванливого и в то же время недалекого родителя.   В драме «Заблудшая душа» (М. Файзи) он сыграл деревенского учителя. Его Ильяс, строгий и справедливый, выписан чётко и органично.

А в комедии «Ольга» по пьесе финского драматурга Лауры Руохонен ему досталась серьезная роль Рундиса Якова. На глазах зрителей происходит превращение молодого забулдыги в человека, который начал по-другому смотреть на мир и поменял своё представление о жизни.
А.Хабибуллин – талантливый актёр, способный воплотить крупные, яркие, народные характеры.Думается, немало поклонников театра вырастет из тех ребятишек, кто сегодня, затаив дыхание, следит за проделками лукавого Шурале, слушает рулады Певчего дрозда из сказки «День рождения елки» - дверцу в манящее таинство театра открывает им тот же Айрат Хабибуллин.

Знают Айрата Хабибуллина в Оренбуржье и в городах, где театр гастролировал, и как певца, обладающего глубоким голосом теплого тембра. В его вокальном репертуаре старинные народные татарские песни, произведения современных композиторов. Айрат – непременный участник всех концертов, праздников, молодежных вечеров, театрализованных представлений. Закономерно, что он трижды становился лауреатом областного смотра Союза театральных деятелей «Творческая удача», он лауреат конкурса «Альфа», участник Международных театральных фестивалей тюркских народов «Науруз». В 2008 году Хабибуллину А.А. было присвоено звание «Заслуженный артист Республики Татарстан». В 2011 году был награжден премией имени Дамира Сиразиева за многолетнюю  деятельность по развитию татарского театрального искусства. Но, может быть главная награда артиста то, что зрители, перед началом спектакля открывающие программку, ищут в ней имя Айрата Хабибуллина.