Премьера спектакля "Один потерянный день"
Премьера спектакля
Премьера спектакля "Один потерянный день"

6 апреля в Оренбургском государственном татарском драматическом театре имени Мирхайдара Файзи состоялась премьера спектакля «Один потерянный день»  по пьесе Аяза Гилязова.

Творческая группа, осуществившая постановку:

Режиссёр – постановщик - Булат Бадриев лауреат премии им.Д. Сиразиева

Художник - постановщик – Иршат Азиханов

Композитор – Ильшат Яхин заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан

 

                 Бывают ли случайные встречи случайны?..

         Группа незнакомых друг другу людей собирается в районном аэропорту в ожидании самолета. Но рейс отменён. Нелётная погода рушит планы каждого. Мучительное время ожидания вылета вынуждает попутчиков раскрыться и выявить свое истинное лицо и отношение к жизни. Одни наполнены равнодушием и эгоизмом. Они, как холодные бездушные льдины, погружённые в собственные заботы, как ледяные глыбы, проплывают мимо других. А  кто – то, наоборот, готов протянуть руку помощи и даже  поступиться собственными интересами...

          Есть ли единая истина? И когда, и кем она будет сказана? И много ли в нашей жизни потерянных дней? На эти и другие вечные вопросы театр вслед за авторомчерез борьбу мыслей и раскрытие чувств персонажей будет искать ответы в спектакле «Один потерянный день».

              Эту постановку театр посвящает 90-летию со дня рождения выдающегося татарского писателя, драматурга Аяза Гилязова.

              Спектакль вошёл в постоянный репертуар театра. Возрастная категория постановки 12+.

 

Потеряли или обрели?

 

      6 апреля в Оренбургском государственном татарском драматическом театре имени М. Файзи состоялась очередная премьера. К 90-летию известного татарского писателя и драматурга Аяза Гилязова была поставлена его пьеса “Один потерянный день”.

Большинство пьес Гилязова имеет название, содержащее в себе символический подтекст. И эта тоже не является исключением. Зрителям предстоит понять: потерян ли день героями спектакля или они обрели за этот день нечто большее?

Пьеса написана в 1975-1976 годах и, казалось бы, утратила свою актуальность. Но так кажется только на первый взгляд.

…В аэропорту пассажиры ожидают самолет. У каждого своя жизнь, своя судьба. Всем им именно сегодня необходимо улететь, но ввиду нелетной погоды все они вынуждены дожидаться полета. Казалось бы, что здесь особенного? О чем можно рассказать в этом спектакле? И действительно, почти час зрители остаются в недоумении: какие-то неинтересные диалоги, реплики… Молодой парень Маннур (И. Байменов) хочет познакомиться с девушкой Жанной (Н. Байменова), которой явно нездоровится, а она не обращает на него никакого внимания; средних лет мужчина Назип (заслуженный артист РТ, лауреат премии им. Д. Сиразиева Айрат Хабибуллин), которому трудно говорить в связи с заиканием; женщина (Г. Абдракипова), которая все время старается «влезть» в разговор других, сама разговаривает очень громко и очень часто повторяет, что ее муж – инвалид, а произносится это так, будто он - генерал; мужчина (Р.Яхудин) с огромным деревянным чемоданом; Гафуров (лауреат премии им. Д. Сиразиева М.Рахматуллин), «начальник», как назвала его женщина, который все время уходит звонить и слышно, как он властно с кем-то разговаривает; бабушка (М.Махмутова), которая у каждого спрашивает: «Кто ты? Что-то не узнаю я тебя». При каждом звуковом сигнале все они дружно срываются со своих мест и бегут к стойке регистрации, но вновь и вновь возвращаются. Зрители «чувствуют» непогоду, разыгравшуюся на улице: этому помогают эффекты раскатов грома, вспышек молнии и стук капели. Этот стук, как метроном, отсчитывающий время, не прекращается на протяжении всего спектакля, а на сцене, действительно, с потолка капает в тазик вода.

Большинство пьес драматурга можно отнести к жанру психологической драмы. В небольшом по масштабу эпизоде, отобрав наиболее важные, знаковые, символические детали, он мог охватить мыслью бытийные проблемы.

Течение жизни – это не только отдельные судьбы, данные в изоляции, но и сплетение множества жизненных нитей. Сколько действующих лиц, столько и историй. Автору было важно понять, каков на самом деле моральный «остов» человека и остается ли он одним и тем же в разные периоды жизни. Сложно выделить главные действующие лица и второстепенные: все они получили яркое освещение и детальную разработку.

И постепенно зритель тоже «оказывается» среди пассажиров, узнавая подробности жизни каждого.

Оказалось, довольно вместительный чемодан мужчины пуст. Он мастерил его всю ночь, а теперь едет к умершему накануне отцу, чтобы увезти в нем наследство. Когда-то отец ушел из семьи, вторично женился и разбогател. А сыну обидно: почему он не наследник?

Молодой «начальник» три года искал в этих краях нефть, не нашел и теперь летит в Москву «на ковер», отчитываться за потраченные средства.  

Молодые актеры играют своих сверстников и это, бесспорно, облегчает им творческую задачу. Но, с другой стороны, исполнителям все же недостаточно было просто двигаться по сцене, произносить текст, оставаясь самим собой. Своеобразная форма пьесы требовала от каждого из них четко определиться в своем отношении к герою, а для этого как минимум необходимо было разобраться – кто он?  Человек с принципами или конформист, дрейфующий по волнам судьбы в ожидании, пока его прибьет к спокойному берегу?

Одновременно у спектакля есть еще один лейтмотив, который получил развитие благодаря тонкой психологической игре Муниры Махмутовой. Ей тоже есть, что сказать зрителю от лица своего «возрастного» персонажа, прошедшего большую жизненную школу. И в первую очередь – о непреходящей ценности таких качеств, как доброта, человечность, любовь к родной земле, языку, уважение к хлебу.

Своего рода вспомогательные символы в «Одном потерянном дне» - это детали, обрисовывающие героев. К таковым относятся льдины, о которых постоянно толкует сотрудник аэропорта Юсуф (Р.Султанов), имея в виду если и не злобу, то равнодушие окружающих друг к другу. Лед - это аналог холодности и бездушия, здесь же это метафора погруженных в собственные заботы людей, как ледяные глыбы, проплывающих мимо других. Таким образным мышлением наделил А. Гилязов многих своих героев, и эта их черта не просто насыщает текст художественными аллегориями, но служит углублению авторской мысли.

И  вот в это замкнутое, пронизанное пессимизмом, пространство, как вихрь, озарение, не успев снять с себя свадебных нарядов, врываются молодожены Ахметхан (Артур Хабибуллин) и Замира (Э. Яхина). Они настолько чисты, молоды, радостны, счастливы, что не любоваться ими невозможно. Прямо со свадьбы они летят в Казань, чтобы пересесть там, на теплоход и отправиться в свадебное путешествие. Мы видим счастливых влюбленных, которые излучают доброту, готовы поделиться своей радостью с другими. Вместе с ними приходят радостные вести. Как раз в это время звонят «начальнику» и сообщают, что забил нефтяной фонтан, которого так долго ждали. Мужчине передают телеграмму, что его будут ждать до похорон в семье отца, потому что тот очень хотел увидеть сына перед смертью. Это сообщение шокирует мужчину, теперь он торопится улететь, но уже без чемодана.

А. Гилязову свойственна целеустремленность в развитии сюжета, когда мысль, концентрируясь, стянута к центру сюжета, а само действие развивается с неуклонной последовательностью, как туго свернутая пружина, чтобы в конце уподобиться взрыву.

И этот «взрыв» происходит в тот момент, когда становится известным, что пролетающий мимо самолет сможет взять на борт только двух пассажиров. Вот с этого места зритель заинтригован. Кто полетит? И по каким критериям будет выбор? Всем приходится бороться за место в самолете. Автор дал каждому из них эффектную «выходную арию». У молодоженов вечером отплывает теплоход; Жанне необходимо встретиться с человеком, которого она не любит; человек с чемоданом спешит на похороны отца; бабушке уже 75, она торопится закончить свои дела. Здесь уже каждый, сидящий в зале, примеряет эту ситуацию на себя. А как бы поступил он, оказавшись среди героев?

Актерская энергетика молодых исполнителей захватывает зал. Особенно запоминается актриса Элиза Яхина, которая прекрасно владеет магией    перевоплощения. Совсем недавно она улыбалась всем, нежно обнимала любимого, а сейчас она – фурия, готовая даже на то, чтобы разорвать все отношения с мужем - ведь рушится мечта всей ее 22-летней жизненной мечты – провести в каюте теплохода «медовый месяц». В то время, когда перед всеми  стоит  дилемма: отправить бабушку или человека с чемоданом, Замира думает только о себе и, с яростью сорвав с пальца и отдав мужу обручальное кольцо, убегает. Сколько злобы, ненависти, ярости в ее поступке!

В «Одном потерянном дне» самолет и аэропорт мыслятся нерасчлененно. Это духовный «колпак», накрывающий на время ожидающих и заставляющий их почувствовать бессмысленность выпячивания собственного «Я», своих эгоистических интересов, в силу того, что человечество в духовном смысле едино и индивидуальное растворяется во всеобщем. Самолет - это и своеобразный символ преодоления человеком жизненных трудностей, но если взять этот символ в более широком контексте, то это движение человека во времени и пространстве вообще, то есть мыслимое вне деталей абстрактное бытие.

Пьеса, написанная 40 лет назад, оказалась актуальной и сегодня. В этом, несомненно, заслуга режиссера Булата Бадриева, лауреата премии им. Д. Сиразиева. Режиссер, недавно пришедший в наш театр, внес новизну в творческий процесс театра  новыми постановками. Чувствуется, что в театре подули ветры перемен, и это радует. Б.Бадриев не первый раз работает в связке с талантливым художником Иршатом Азихановым и композитором, заслуженным деятелем искусств Республики Башкортостан Ильшатом Яхиным, благодаря которым получаются удивительная сценография и не менее удивительное музыкальное сопровождение, звучащее «в тему».

Желаем коллективу театра дальнейших успехов, а в новом сезоне побольше премьер!

 

 

Альфия Абдулхаликова,

кандидат педагогических наук.