Одна из самых известных и пронзительных повестей Чингиза Айтматова, имеющая весьма завидную судьбу. Причем не только читательскую, но и театральную и даже кинематографическую. Достаточно вспомнить «Перевал» Алексея Сахарова, снятый еще в 1961 году, практически сразу после её публикации. И удивляться здесь нечему. Повесть, построенная, главным образом, на диалогах, живых, ярких и мастерски прописанных, так и просится на сцену. И поэтому обращение к ней главного режиссера Оренбургского татарского драматического театра Рустама Абдуллаева выглядит вполне понятно и естественно. Мы погрузимся в историю молодого шофера Ильяса, влюбившегося во время поломки на одной из степных дорог в хрупкую и очаровательную девушку по имени Асель, живущую в соседнем ауле. Ильяс расстраивает её грядущую свадьбу с нелюбимым, фактически ворует Асель из её родного дома и увозит к себе. Дальше – вроде бы нормальная семейная жизнь, родившийся первенец, а затем, как это часто бывает, неприятности на работе, алкоголь и роман на стороне, узнав о котором Асель, забрав ребенка, уезжает. Спустя время судьба вновь сводит бывших влюбленных. Асель вторично замужем. В её семье царят покой, счастье... и здесь, пожалуй, прервемся для того, чтобы не лишать зрителя возможности самому и до конца разобраться в этой сложной человеческой истории. А заодно подумать и о своих собственных ошибках, приводящих порой к непоправимым последствиям, с которыми уже ничего нельзя поделать.