Обширное театральное пространство Южного Урала, не случайно ставшее местом проведения Международных фестивалей «Гостиный двор» и «Оренбургский арбузник», было бы беднее без областного государственного татарского театра драмы имени Мирхайдара Файзи.
В ансамбль сценических коллективов края он достойно вносит свою высокую и чистую ноту. Один из спектаклей театра называется «Текут воды, веют ветры…» Этой поэтической строчкой хочется начать рассказ о более чем вековой жизни, творческой и гражданской, татарского театра. Да, много воды утекло с того дня – а было это 3 декабря 1905 года – когда был запрещен первый спектакль первой профессиональной труппы в Оренбурге. Не состоялся праздник, обещанный красочными афишами. А в его программе были сцены из комедий А.Грибоедова «Горе от ума», Н.Гоголя «Ревизор», А.Островского «Свет и тьма» и еще синематограф. В антракте же для публики должен был играть струнный оркестр Оренбургского казачьего войска – под управлением Эстеррейха,он собирался исполнить национальные восточные мелодии.
Кто же помешал театру выйти к своим первым зрителям? Представители приходов всех городских мечетей, посчитавших присутствие на сцене женщин-мусульманок оскорблением религиозных чувств. Цензор В.Д.Смирнов, своею властью запретивший для исполнения великие творения Гоголя, Островского, Горького, а вместе с ними произведения Камала, Амирханова, Кулахметова, Рамеева и многих других. Наконец, запрещение оренбургского губернатора. Как и видим колыбелью театра, и в последующие десятилетия веяли не только добрые ветры…Но театр все-таки родился и оказался на редкость жизнеспособным! Отличные задатки получил он от выдающихся просветителей, наделенных неиссякаемым творческим даром тех, кто стоял у его истоков. Они поднялись на волне времени перемен.
В конце XIX века развивающийся в России капитализм развернул общественную мысль, традиционно ориентированную на Восток, в сторону западной цивилизации. Этот процесс, естественно, шел через русскую культуру. Не случайно, готовясь выйти к своим первым зрителям, театр обратился к отечественной классике. Но в эти же годы появились пьесы на татарском языке. Их авторами были В.Ильяси, Ф.Хамиди, Г.Камал. Они вдохновляли первых актеров-любителей, шакирдов медресе и рабочую молодежь на сценические опыты. В Оренбурге, по воспоминаниям артиста Заки Баязитского (Заки Хабибетдинович Валеев), застрельщиками полулегальных и тайных спектаклей были в те годы шакирды «Хусаинии» в главе с Абдрашитовым, Юсуфом и Бадретдином Сайфельмулюковыми, Ахметом Ишмуратовым (Кулалаевым) и другими. События начала XX века нанесли решительный удар стремлениям царизма притормозить «иногородцев» в их стремлении развивать национальную культуру.
Рождение профессионального татарского театра в Оренбурге связано с именем Ильясбека Батыргареевича Кудашева-Ашказарского. Исконный оренбуржец, богато одаренный от природы, он еще в годы учебы в «Хусаинии» поражал слушателей виртуозной игрой не только на гармонике, но и на скрипке, умением выразительно читать стихи. Свое образование он продолжил в Казани, окончив казанскую татарскую учительскую школу. Там в 1902 году и организовал первую театральную любительскую труппу. Вернувшись в 1904 году на родину, Ильясбек Кудашев собирает единомышленников для предприятия, о котором мы говорили выше. Да, общегородской премьеры не состоялось, но есть основание предполагать, что спектакль нелегально игрался в частных домах. Во всяком случае первое препятствие не сломило прогрессивную, отозвавшуюся на призыв времени молодежь. В 1907 году труппа возобновляет постановку пьесы А.Островского «В чужом пиру похмелье» и после долгих хождений по канцеляриям получает разрешение сыграть спектакль в Оренбурге. Его показали не только дома – с ним труппа выехала на свои первые гастроли. Это дает нам право считать И.Кудашева-Ашказарского первым организатором и передвижного татарского театра.
Отметим: гастрольный путь труппы тоже был тернист: в Бузулуке и Чистополе актерам не удалось выступить – спектакли не были разрешены. Зато в Самаре, Симбирске, Нижнем Новгороде, Касимове оренбургский татарский театр несомненно имел успех. Правда, стоило это энтузиастам сценического искусства немалого напряжения. По высочайшему повелению от 6 мая 1897 года львиная доля сбора от спектакля поступала в пользу благотворительных учреждений императрицы Марии. Без выполнения этого условия разрешение не давалось. Безденежье, полуголодное существование, оскорбления от малых и больших чиновных лиц, реакционной части мусульманского духовенства… И тем не менее театр жил! Более того, во время гастролей он помогал местным энтузиастам организовывать любительские группы, ставшие в последствии ядром стационарных театров. Из труппы Кудашева-Ашказарского вышли талантливые актеры, режиссеры, композиторы и певцы. Вот только некоторые из них – И.Альмашев, Г.Болгарская, М.Валеев, А.Ишмуратов (Кулалаев), В.Муртазин-Иманский, Н.Сакаев, М.Саттаров-Тупикский, прославленная Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская и многие другие. В годы гражданской войны многие из учеников Кудашева-Ашказарского стали актерами театральной труппы политотдела революционной Туркестанской армии. Стал режиссером этого красноармейского театра Н.Н.Сакаев, С.Г.Кудашев-Гаспринский впоследствии работал режиссером Казанского и Оренбургского театров, администратором Ашхабадского театра.
Деятельность молодой труппы Кудашева-Ашказарского, возникшей на волне первой русской революции, была пронизана передовыми идеями века – свободы, равенства, интернационализма, стремлением приобщить свой народ к русской, европейской и мировой культуре. Характерно, что в репертуар театра наряду с пьесами татарских и азербайджанских авторов включились произведения русских классиков, западноевропейских драматургов, причем многие из них шли в переводе Кудашева-Ашказарского.И.Кудашев-Ашказарский был достойным собратом представителей демократически настроенной части интеллигенции своего времени, представленной Г.Тукаем, М.Гафури, Г.Камалом, Г.Кулахметовым, Х.Ямашевым, Ф.Туишевым, К.Мутыгый, одним из лучших исполнителей роли шекспировского Отелло на русской сцене Мухтаром Мутиным. Особенно тесной была творческая связь Кудашева-Ашказарского с Г.Тукаем. Может быть, именно ей мы обязаны тем, что около двух десятых сатирических произведений поэта написано на оренбургском материале. Его стихотворения составляли большую часть репертуара декламаций и грамзаписей И.Кудашева-Ашказарского, очень популярных на протяжении десятилетий. Особенностью работы татарского театра было то, что сборы от спектаклей шли на общественные нужды – в помощь голодающим, учащимся, военнопленным, безработным. И еще – он всегда был со своими зрителями, со своим народом. Он выступал на открытых площадках в дни сабантуев, байги, джиинах, ярмарках. Вписавший первую страницу в историю татарского театра И.Кудашев-Ашказарский до конца жизни остался верен своему делу. И здесь нельзя не вспомнить еще одно имя.
Сведениями о рождении первого татарского драматического театра мы обязаны Мадине Рахимкуловой. Человек обширных знаний, она была умным, убежденным, энергичным пропагандистом национальной культуры. Широкий круг чтения, постоянная работа в архивах, многогранные связи с представителями татарской творческой интеллигенции сделали ее труды своеобразной энциклопедией истории, литературы и театра. Пишущей эти строки неоднократно приходилось убеждаться в этом. Не было события в календаре памятных дат, на которое Мадина Фатхеевна не откликнулась бы полновесной статьей или краткой заметкой. Она приходила с ними в отдел культуры «Южного Урала», самого влиятельного в те времена областного издания, и не успокаивалась, пока не убеждалась, что ее корреспонденция напечатана. Татарскому театру вообще повезло на летописцев. Благодаря их трудам сегодня в подробностях восстановлена более чем столетняя его история. Много сделала для этого ветеран сцены, одна из лучших артисток Разия Рафикова. Ее недавно вышедшая из печати книга – плод усердных архивных изысканий. Автор подробно рассказывает о режиссерах, руководивших труппой в разные годы, о драматургах и композиторах, сотрудничавших с ней, и, конечно же, об актерах. А ее воспоминания, сохранившие приметы давно ушедшего времени, и сегодня заставляют удивиться творческому и человеческому подвигу актеров, не единожды переживших закрытие и воскрешение родного театра, бесконечные гастроли по разбитым сельским дорогам летом, а зимой по столицам союзных республик – Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Туркмении, Таджикистана. Бывали и в Ленинграде. Жили по-разному: то блаженствовали в гостиничных люксах, то довольствовались густонаселенными номерами Дома колхозников, когда же и этого не было, коротали ночь на вокзалах.Что же давало актерам силы? Обратимся еще раз к воспоминаниям Разии Рафиковой. «По каким только городам и весям не рассыпался наш татарский народ! И какими желанными оказывались мы для людей, жаждущих своего, родного искусства. Общение с ними поддерживало нас». Но, конечно, самые кровные, самые дружеские связи складывались со зрителями на родине, в Оренбуржье.
Вряд ли в области осталось село, которое не посетил бы татарский театр – и на заре своей, оказавшейся столь долгой, плодотворной жизни, и в пору, когда пребывал в статусе передвижного колхозно-совхозного, и являясь драматическим коллективом Оренбургской государственной филармонии. Десятилетиями помнят благодарные зрители увиденные ими спектакли и любимых актеров. Впрочем, в труппе татарского театра более, чем в какой-нибудь другой, нередки «многостаночники»: они играют, ставят спектакли, пишут пьесы, создают музыку, играют на различных инструментах, поют – и все в одном лице! Таким был Вали Галимович Фатыхов, несколько десятилетий возглавлявший театр. Как и многие его сотоварищи, он начал свой путь с участия в драматическом кружке. Это был любительский коллектив татарского полка, формировавшегося в революционном Оренбурге. Друзья уговорили парнишку сыграть роль… старушки. «…театр меня заворожил», - признался Вали Фатыхов. В 1922 году в Оренбурге создается профессиональная татарская драматическая труппа «Шарык» («Восток») под руководством Сабира Кудашева-Гаспринского, куда и пригласили начинающего актера. Здесь ему посчастливилось работать с талантливыми, бесконечно преданными делу людьми. Это были Халил Абжалилов – первый татарский актер, ставший впоследствии народным артистом СССР, Фатыма Ильская, ставшая народной артисткой Татарской АССР и РСФСР, композитор Салих Сайдашев, Камал Первый, Исхак Альмяшев, Рокыя Кушловская, Фатыма Камалова - заслуженная артистка Татарской АССР и РСФСР и его первый учитель Сабир Кудашев-Гаспринский. И Вали Фатыхов доказал, что он достоин своих замечательных наставников. Актеру, обладающему приятным тенором, поручаются главные роли в музыкальных спектаклях «Тагир и Зухра», «Аршин – мал Алан», «Галиябану». Он, что говорится, пробует перо и на свет появляются пьесы «Шауракай», «Беглый Насыр», «Прекрасная Гизелбанат» и другие, поставленные в свое время на сцене оренбургского театра.
К этому же времени относятся и первые режиссерские опыты Вали Фатыхова. Через несколько лет, окончив высшие курсы подготовки режиссеров в классе Станиславского и Немировича-Данченко в Москве, он становится директором и художественным руководителем театра. Предвоенные годы стали временем расцвета театра – в его состав входил оркестр, труппа выросла до сорока с лишним человек, работал художник-декоратор, были костюмерный цех и другие вспомогательные службы. Открылись возможности для постановки серьезных спектаклей по пьесам драматургов-классиков. И они появились в репертуаре театра – «Кыю кызлар» («Смелые девушки») Таджи Гиззата, «Асылъяр» («Прекрасная») Мирхайдара Файзи, «С?нгэн йолдызлар» («Угасшие звезды») Карима Тинчурина. В них и во многих других Вали Фатыхов исполнял главные роли и был их постановщиком.В годы Великой Отечественной войны многие актеры ушли на фронт, но театр живет! «Где на повозках, запряженных лошадьми, быками, верблюдами, а то и пешком артисты шагали в летний зной, зимнюю стужу, весеннюю, осеннюю слякоть»,- вспоминает Разия Рафикова.? В селах не только игрались спектакли – выступали с лекциями, беседами, работали в поле и на токах. Послевоенные трудности привели к закрытию театра. Но усилиями Вали Фатыхова и его сподвижников вскоре театр снова встречается со своими зрителями – он начинает работать под эгидой областной филармонии. Интенсивная творческая жизнь получила новый импульс. Только Вали Галимовичем Фатыховым (да других режиссеров и не было) поставлены сотни спектаклей – это пьесы татарских драматургов Мирхайдара Файзи, Хабиба Ибрагимова, Шарифа Камала, Карима Тинчурина, Юнуса Аминова, Шамиля Шаглиева, Эммы Шамиль и многих, многих других.
В мае 1967 года Вали Галимович Фатыхов стал заслуженным артистом РСФСР.Высокого класса профессионал, добрый, отзывчивый человек, Вали Фатыхов воспитал плеяду талантливых актеров, способствовал расцвету таланта тех, кто приходил в театр, имея немалый опыт. Невозможно назвать все их имена, вот только некоторые из оставшихся в памяти зрителей старшего поколения. Это уже знакомая читателю Разия Рафикова. Она дебютировала на оренбургской сцене в роли Сарвар, главной героини музыкальной драмы «Башмачки» Х.Ибрагимова.
В те же годы успешно играли на сцене оренбургского татарского театра Зайтуна Галяутдинова, умевшая достоверно воплотить самые разные характеры, Фатыйма Абдуллина, запомнившаяся своими колоритными «старушками», Бибисара Саттарова, почти бессменная мать в спектаклях театра, «герой-любовник», певец и скрипач, непременный участник концертов Ишмурза Ишаев, темпераментный актер и тоже певец Фахрутдин Сайфутдинов, артистка Хадича Ханская была уникальна тем, что в трудные военные годы наряду с женскими ролями очень убедительно играла роли мужчин (Сиразетдина в «Банкроте», Ишана в «Голубой шали» и др.)Годы идут и эта славная страница биографии перевернута.