Отзывы Файзи
Отзывы Файзи
Отзывы Файзи

ГОРЬКОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ КАСЫМА
(Владимир Беребин)
------------------------
Вчера познакомился с ещё одной жемчужиной в репертуаре Оренбургского татарского драмтеатра имени Файзи - спектаклем "Врата" по пьесе Айгуль Ахметгалиевой "Капка". И иногда сильно пробивало на эмоции.

Для тех, кто от него ждёт чего-то зажигающего, ошибётся: "Врата" - из разряда непростых, "на подумать". Нет, здесь есть и динамика в развитии сюжета, движение на сцене, шикарные переходы от одного сценического места к другому, и хорошо продуманные массовые сцены, где были заняты, кажется, почти все актёры театра. Был и хороший звук (включая фон, в нужные моменты уместные фонограммы). Но это не буффонада. Спектакль и заявлен был как драма. Драма и получилась. Главным её "цементом" стали двое: привычное уже для театра имени Файзи целое созвездие актёров, задействованных в спектакле, и персонально Марсель Рахматуллин , чей герой по сценарию, Касым - главное действующее лицо, и чьё исполнение чётко держало на себе эту определённую режиссёром доминанту. Настоящие эмоции. Реальные переживания. Не наигранность. Негодование. Радость. Любовь. Тоска.

Сценарий довольно прост. Молодой татарин Касым тоскует по своему отцу, пропавшему без вести на войне. и постоянно в диалогах с братом и матерью бунтует: "Разве это жизнь? Мы же колхозные рабы! Живём в нищете! Постоянно в страхе перед Сибирью, которой грозится бригадир! И мы вечно кому-то должны! Сколько можно?!". То есть - правда жизни. Только вот первым терпение кончилось у старшего брата, получившего паспорт (раньше колхозникам паспорта не давали и те не могли никуда уехать из села; были по сути крепостными крестьянами) и сломя голову уехавшего в город. А младший остался. В том числе и чтоб поправить ворота у родительского домика. Он их так и не поправит. Позже пришлёт с Дальнего Востока деньги матери, которая на них купит новые ворота. Этот символ и станет главным для всего действа, постепенно перейдя из физического и утилитарного понятия "ворота" в разряд метафизического "врата". Причём, две эти ипостаси - обыденность и философию - объединяет совершенно простая народная мудрость, не раз озвученная мамой Касыма: "Для тех, кто хочет вернуться, ворота не заперты". И для него самого они оказываются не запертыми, даже когда он спустя много десятилетий вернётся в родную деревню, а от неё останется лишь пять домов. Его родного дома не будет, но ворота устоят. И вернётся он домой с сыном Володей, который по-татарски почти не понимает...

Это спектакль для тех, кто кого-то уже терял в жизни. Здесь не философствуют не к месту, а показывают жизнь такой, какая она, сволочь, является на самом деле. И если Касым вернулся-таки к родным развалинам, то он всё равно не стал хозяином судьбы. Рушил судьбы других - и не построил свою. Он тосковал по утерянному навсегда отцу - а к матери и родному татарскому языку, по которым на чужбине тоже тосковал немеряно, ему всё некогда было приехать...
"- От мамы что-то писем давно нет... - сказал он состарившемуся старшему брату.
- Из-под земли письма не придут, не жди, - ответил тот".

Успех этого спектакля, думается, ещё и в том, что на общую мысль (или идею, если хотите) кроме Марселя Рахматуллина, трудились все задействованные актёры. Особо выделяются, конечно, Айрат Хабибуллин (Мустафа), Гульгена Алимова (Рабига), Алия Салпикова (Хания), Назия Байменова (Катя), Рамис Яхудин (Володя), Айдар Галимов (Андрей), Ильдар Байменов (Дима), Рамиль Султанов, Руслан Асяев.

Так что Касым хоть и вернулся, но себя и покоя для себя он так и не нашёл. Не нужно изначально разбрасываться.