Отзывы Файзи
Отзывы Файзи
Отзывы Файзи


Четверг, 11 июня. 18.30. В Оренбургском татарском драматическом театре имени Файзи - аншлаг. В то время, когда многие оренбуржцы в отпуске, здесь - закрытие сезона. И какое!

Взять неожиданную ноту под самый занавес - это надо уметь. В театре имени Файзи закрытие сезона совпало с явлением публике совершенно новой вещи, которое можно назвать премьерным (хотя сама премьера, официальная, будет осенью, в новом сезоне!) - спектакля Ильгиза Зайниева в переводе Нияза Игламова "Дитя". Пьеса, хоть и исполняется в татарском театре, но идёт на русском языке. И если б требовалось одним словом обозначить спектакль, то это слово было бы "пронзительный".

Спектакль этот о них - кого мы привычно называем "братьями нашими меньшими" и столь же привычно убиваем, травим ядом, обливаем бензином и поджигаем, убиваем на глазах матерей их детей - щенков и котях, издеваемся как можем и никакой ответственности за это не несём. И это они всегда во всём виноваты, а не мы, человеки, цари мироздания. Они - это собаки и кошки.

Собственно, об этом весь спектакль. Интересно, что сам Человек на сцене ни разу не появляется. Но о них, Человеках, говорят. Малого так пнули, что сломали ему лапу, а он всё равно резвится - малой же... У Черноокой убили всех её щенков, но спасся только один, которого взяла в дом добрая женщина и тот выжил, живя в сытости и тепле. Но он при встрече не узнал маму. Тоже горе для матери. Но... "Пускай, лишь бы ему было хорошо..." Огонька хозяева оставили в горящем доме, из которого он сумел сбежать... Но в конце его всё равно убьют и вожаком маленькой стаи станет тот самый враз повзрослевший Малой. Причём, собаки сосуществуют с кошками. Да, те их задирают, но в итоге они объединяются. Даже улетевший из золочёной клетки попугай Алехандро - и тот быстро вживается в реальность.

А реальность такова: собаки находят брошенного человеческого ребёнка. То самое Дитя. И хотят его оставить у себя, выходить, вырастить, воспитать в духе дружбы с собаками, сделать его проводником любви, а не злобы. Чтоб у людей больше не было желания убивать. И себе подобных, и их, собак и кошек. Половину пьесы, очень динамичной, эти выгнанные из домов и квартир хвостатые скитальцы решают: а стоит ли оставлять Дитя у себя, подвергать его опасности смерти от холода. От голода его своим молоком спасает та самая Черноокая, у которой люди на её глазах убили её детей. И в конце, когда уже другие люди убивают пса Огонька, а собаки и кошки объединяются, они решают - надо отдать Дитя людям. "Пускай, лишь бы ему было хорошо...". Рефрен мысли матери, лишившейся своих детей, здесь достигает высшей гуманной ноты. Дитя отдают человекам и дают коллективный наказ: "Научи людей быть людьми... Помни, что всё в этом мире - в ваших, человеческих руках!". Занавес.

Скажу честно: я даже не понял, сколько времени длился спектакль. Со-чувствие, со-переживание, причастность к происходящему и стыд за людей и любовь к брошенным и выгнанным на дождь, мороз и голод, глубокая признательность тем из Людей, кто их приютил, покормил... Смыслы, эмоции, чувства. Очищение. Благодарность за работу души. И ещё. В этом спектакле мне не пришлось разлагать на составляющие правдоподобность развития сюжетной линии, качество диалогов, верность эмоций, световое и звуковое решение, архитектуру сцены. Всё воспринималось в комплексе, единым целым. А это уже верная характеристика того, что спектакль-очищение удался. На него надо идти. Его надо смотреть. Обязательно. Чтоб в мире было меньше человеков-убийц.

Кого благодарить за такое явление в театре имени Файзи? Конечно, режиссёра-постановщика Бориса Махмутова, заложившего верный алгоритм всему происходившему; художнику-постановщику Даяну Тувалеву, задавшего придуманным образом остова корабля вертикальность смыслов и действий. Ещё - композитору Айбулату Каримову, хореографу Нурдаулету Курумбаеву. И, конечно, актёрам! Когда после спектакля мы остались на обсуждение, я не скрыл, что не смотря на наличие ярких и менее выразительных ролей (и, соответственно, наличие разных возможностей для выражения рисунка роли), здесь сложно выделить кого-то "самого-самого". Замечательны в своих ролях Артур Хабибуллин (Огонёк), Артём Ахмедов (Малой), Разифа Хайруллина (Черноокая), Земфира Рахматуллина (Наира), Ильдар Байменов (попугай Алехандро), Рамиль Султанов (кот Рудольф), Кадрия Кутлямбетова (Виолетта), Элиза Яхина (Эльба), Лейсан Закирова (Джуди). Вместе они придали глубокий притчевый смысл всему происходившему. Любовь, доброта, преданность, терпимость, верность слову, ответственность перед другими - это всё там. Как и боль, и радость, и сопричастность. И - "люди, будьте людьми!"