Отзывы Файзи
Отзывы Файзи
Отзывы Файзи

"КРАСНЫЙ ПАША". ПЕРВЫЙ ИММЕРСИВНЫЙ
------------------------------------
Привычное дело для театров "выдавать" по одной, максимум две премьеры за год. И то - две, это если "максимум-максимум". А когда три? Причём, одна из них - в совершенно новом формате?

У Татарского драматического театра им. Файзи только что состоялась вторая премьера нынешнего года. Первая была под самый занавес прошлого сезона - с новым душеочищающим спектаклем "Дитя". И вот теперь, в начале нынешнего сезона - "новая новь". Причём, написанная, как говорится, на местном материале - про известного советского дипломата, уникальную личность постреволюциннного времени, умевшего сочетать фанатичную веру в коммунистическую партию и одновременно не отказавшегося от ислама Карима Хакимова. Да-да, того самого, чьё имя пару лет назад стало известно, как это водится в Оренбурге, "благодаря" скандалу. Дом на нынешней улице Горького, где после революции жил Карим Хакимов, просто снесли. Сначала нынешние власти его не признали сколь-нибудь исторически ценным, потом продали частному лицу и лишили какого-либо контроля за состоянием. Между тем, дом, получивший название "дома пяти (шести) ангелов", представлял не только огромный исторический, но и архитектурный интерес: фасад был украшен лепниной с ангелами и мозаикой из восточной битой посуды. Такой же интерес сегодня представляет фигура самого Карима Хакимова, первого посла советской России и СССР в арабских странах, «подруживший» Россию с Саудовской Аравией. И то, что Татарский драматический театр им. Файзи решился на постановку спектакля о Хакимове, показывает зрелость театра.

Самого Хакимова называли "красный паша". Он был вхож и в высокие советские партийные кабинеты, и дружил с первыми лицами восточных стран, а в Саудовскую Аравию даже организовал хадж - в то время, как богоборческая советская власть под руководством обожаемой им коммунистической партии расстреливала христианских, мусульманских священников сотнями, если не тысячами. Удивительный человек! Как показать противоречивость его безграничной, до слепоты, преданности компартии и желания принести максимальную пользу родине? Режиссёр-постановщик из Казани Ренат Аюпов (заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств Татарстана) вместе со вторым автором пьесы Ренатом Абяновым нашёл ход: это будут фрагменты из жизни удивительного дипломата. Он - главная фигура, а вокруг него меняющиеся обстоятельства. Сами перемены всегда были стремительны и их скорость на сцене передают два колеса, которые сам Карим в начале соединяет и потом несколько раз прокручивает, нарезая круги по сцене.

Неожиданность заключается ещё и в том, что "Красным пашой" наш театр имени Файзи замахнулся на совершенно новую для него форму. Он впервые поставил иммерсивный спектакль. Иммерсивный - это когда между зрителем и актёрами нет барьера пустого пространства. Вчера мы, зрители, находились прямо на сцене, а само действо разыгрывалось прямо перед нами. Умелое использование небольшого в таком случае числа выразительных средств (свет, проекции, вертикальные спуски элементов декораций, отточенность действий, чёткие голоса) производило сильное впечатление. Даже если б речь не шла о "красном паше", эффект был бы мощным. Ну а когда на это наложилась малоизвестная, но поразительная история Карима Хакимова, рассказанная и показанная всего пятью актёрами - результат, кажется, утроился.

Что произвело впечатление сильнее всего? Понятно, что главная фигура Карима в исполнении заслуженного артиста Татарстана Марселя Рахматуллина держит всё действо. Было б по-другому, всё рассыпалось. Именно через работу Марселя видны спрессованные переживания главного героя, его порывистость, стремление служить родине, хотя она и "съедает" своих детей... У самого Карима в лишённой нормальной медицины Саудовской Аравии умирает сын - и жена Хадича упрекает Карима, словно вколачивает гвозди: "Я предлагала хотя бы на время отправить сына в Россию, но ты сказал, что для тебя дороже всего твоя коммунистическая партия! И вот теперь нет нашего Шамиля!". Плачет жена. Молчит Карим. Он только обнимает деревянную лошадку Шамиля, укутывает её в красную материю и сгибается. Этот образ - через красный цвет - прошёл лейтмотивом сквозь всё действо. Новая "красная" власть обильно полила кровью всю Россию.

Ещё из сильных впечатлений - работа Разифы Хайруллиной, сыгравшей жену дипломата Хадичу. Впрочем, нет, не сыгравшей, а прожившую кусочек жизни Хадичи Хакимовой, матери, из-за фанатизма мужа потерявшей сына-кровиночку, и потом, уже в сталинских лагерях, после расстрела вызванного из заграницы мужа, тосковавшей об оставшейся одной-одинёшенькой девятилетней дочке... Перед нами на сцене была не Разифа Хайруллина, а Хадича Хакимова, тонко чувствующая жена, любящая мать, сильная слабая женщина.

Очень убедительным в роли короля саудитов Абдель Азиза, которому Хакимов вручил верительные грамоты от советского правительства и чьим другом стал, оказался Ильдар Байменов. Режиссёр с ролью точно не ошибся. Равно как и с ролью для Рамиля Султанова, сыгравшего учёного-просветителя, историка, богослова Ризаитдина Фахретдинова. Скажу больше: Рамиль и без грима внешне очень похож на Ризаитдина Фахретдиновича, и его монолог тоже убеждает тебя, зрителя, что перед тобой именно он, историк и мыслитель. Связующей нитью меж ними стал Артём Ахмедов, которому выпало играть сразу три роли: ведущего, араба-солдата и лётчика. И снова ты видишь образ, но не актёра. Парень, до 20 лет не знавший татарского языка, выучил его, чтобы играть здесь. И как играть! Как вчера - убедительно и органично.

Мои соседи по зрительскому кругу тоже были заметно впечатлены. Для сидевшего справа от меня Максима Захарова, будущего учителя истории и уже сейчас талантливого историка-исследователя, стало неожиданностью такое погружение в реальную историю на расстоянии одного шага (про "красного пашу" и "дом пяти/шести ангелов" он знал). А сосед слева, муфтий и председатель регионального Духовного управления мусульман Оренбуржья Альфит Шарипов не удержался, по окончании поблагодарил актёров и всех создателей спектакля за важный искренний посыл в сердце каждого зрителя, который они сделали своим талантом.

И ещё один момент, который никак не идёт из головы - последняя сцена, где мы, зрители, понимаем, что Карима Хакимова его любимая власть должна расстрелять. Вот и ведущий об этом сказал. Но... Нет выстрела. На сцену посыпались и запрыгали покрашенные в насыщенно красное шарики от пинг-понга. Они рассыпались как капли крови. Как много крови, в которой Сталин и его подручные утопили страну, в первую очередь умертвив самых умных и активных. Сильный спектакль. Повезёт тому, кто как мы, попадёт на его режиссёрскую иммерсивную версию.

Ну а театру - браво! Радуюсь успеху и горжусь.                                                                                                                                           

 @Владимир Беребин