ПРАВДА БЕЗ ФАЛЬШИ
ПРАВДА БЕЗ ФАЛЬШИ
ПРАВДА БЕЗ ФАЛЬШИ

Говорящие по-татарски русская Маня и еврейка Циля смеются и плачут в полуразрушенном доме, живя воспоминаниями о Великой Отечественной на фоне начавшейся Олимпиады-80 и афганской войны. Это Оренбургский государственный татарский драмтеатр имени Файзи, на сцене которого вчера показали один из лучших спектаклей этого театра – «Наша кухня».
Довольно давно и, не скрою, с волнением наблюдая за этим театром, раз за разом отмечал его изменения и рост. Поиск, освоение новых форм, возвращение к ранее сыгранным спектаклям с новым составом и новым настроем – всё это шаг за шагом двигало и двигает театр вперёд. Сегодня же увидел нечто совершенно иное. Боюсь такого сильного эпитета, но, пожалуй, всё же его употреблю: то была гениальная в своей простоте и естественности постановка. Не использую слова «игра», чтобы не смешивать его смыслы, поскольку сегодня не было игры. Была жизнь. И правда. Именно такая, какая она есть на самом деле. И потому по завершении выходишь из зала, пытаясь понять: что это было? Почему с тобой час-двадцать доверительно разговаривали три женщины, рассказывая свою историю? Как, и у других такое же ощущение? И им показалось, что это для них рассказывали о своей судьбе три женщины?
История на самом деле простая. Июль 1980 года. В Москве начинается Олимпиада-80, а две пенсионерки в полуразрушенном доме ждут его расселения. У одной дочь живёт без росписи с 50-летним состоятельным «старым козлом», а сын, выбравший дорогу военного, уже майор, попал в Афган, выполнять так называемый «интернациональный долг». У второй нет никого. Перед войной она вышла замуж за своего Сёму, который обещал любить её до самой смерти. До самой смерти он и любил её. Когда пришли фашисты и загнали в яму всех евреев, там оказался и он, и их с Цилей родители, и она сама с 7-месячным Изенькой… Всех фашисты застрелили. А её не смогли. Её пулю принял на себя 7-месячный сынок… Она долго пыталась выползти из той ямы.
Так и живут они с тех пор вместе. Кукуют. Одна трудилась учительницей, другая – работницей чулочной фабрики. Чтобы как-то прокормиться, воровала оттуда чулки и продавала их. Наворовала столько, что хватит до конца дней… И на каждый день рождения подруги Мани дарит ей очередную упаковку. Дочь Мани Эля приходит на день рождения мамы (он выпал на 9 мая) и из её монологов и диалогов с хозяйками многое становится ясно. А в конце приходит известие о том, что сын Мани Юра погиб в Афганистане… День Победы, день рождения – и день смерти. Так бывает. Жизнь любит такие соединения.
Вот эта естественность сквозит во всём. Текст именно тот, который ты и ожидаешь услышать от давних подруг и более молодой Эли. Простота и ёмкость повествования напоминает рассказы Дины Рубиной – спасибо за это автору сценария Асе Котляр. Тут много шикарных фраз. Чего стоит вот такая: «Эля, ты пойдёшь работать в школу, так ты их так учи, чтоб Гитлера среди них не было…». Игра актрис – Маргариты Сагитовой в роли Цицилии, Разифы Хайруллиной в роли Мани и Назии Байменовой в роли Элеоноры – выше всяких похвал. Только поклон до земли и аплодисменты. Повторю ещё раз. НЕ было игры. Было обычное человеческое общение. Их - между собой. И с тобой, зрителем в зале. Вернее, с твоей душой, твоей памятью о прошлом, твоим жизненным опытом. И раз за разом ты мысленно отмечаешь: точно так ведь и было! Так ведь и говорили тогда! Для нас, помнящих 1980 год, это прикосновение к своему прошлому, для молодых, особенно родившихся после 2000-го – пособие по истории. Даже в сценическом решении полная достоверность и завершенность. За это спасибо художнику-постановщику Петру Плотникову. А в движениях, словах – никакой надуманности и навлен спектакль был в 2015 году Альбертом Гаффаровым. Спасибо ему. И всем, создавшим этот правдивый кусочек жизни.аигранности. Эмоции – а спектакль ими очень насыщен, причём, он разноэмоциональный – были естественными. И потому в них веришь.
И ещё одно наблюдение: роли словно были написаны под этих актрис. Такое вот чудесное попадание. И, ещё раз: ни одной фальшивой эмоции, ни одного наигранного жеста. Редкость, большая редкость для современных постановок. Кстати, поставлен спектакль был в 2015 году Альбертом Гаффаровым. Спасибо ему. И всем, создавшим этот правдивый кусочек жизни.

Владимир Беребин